С 2019 года, в соответствии с приказом управления образования и науки Тамбовской области «О развитии сети инновационных площадок» в городе Тамбове и области», в целях развития инновационной деятельности в дошкольном учреждении на базе нашего «Детского сада №59 «Ягодка» открыта школа-лаборатория инновационного развития по направлению: «Апробация парциальной программы развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста STEM-образование».
Для внедрения STEM-образования мы поставили задачи: изучить, проанализировать, разработать, взаимодействовать.
Внедрение STEM-образования в ДОУ началось с того, что педагоги повышали свою компетенцию по реализации программы. 21 педагог стали участниками вебинара «Детская универсальная STEM-лаборатория: инновационные перспективы реализации ФГОС». Часть педагогов прошли обучение в АО «ЭЛТИ_КУДИС» по теме: «STEM-образование как средство реализации принципов ФГОС ДО: развитие инженерного мышления детей в процессе конструирования и робототехники», «STEM-образование как средство реализации принципов ФГОС ДО: развитие исследовательских способностей детей в процессе анимационной деятельности».
Нами сегодня внесены изменения в образовательную программу, в учебный план, разработана рабочая программа для детей 6-7 лет, внесены изменения в рабочие программы по различным видам деятельности для детей от 3 до 6 лет, разработаны игровые познавательно-исследовательские ситуации для дошкольников в STEM–образовании по различным образовательным модулям.
С сентября 2020 года в средней, старшей и подготовительной группах, программу реализует педагог дополнительного образования. В рамках не регламентируемой деятельности проводится «Час науки». Итогом и результатом являются Научные шоу, где воспитанники групп в интересной и занимательной форме рассказывают о своем исследовательском опыте.
Для реализации модуля «LEGO-конструирование» приобрели конструкторы LEGO DUPLO по различным темам, строительные наборы «LEGO»;
Модуль «Математическое развитие» представлен оборудованием по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.
Для реализации модуля «Робототехника» приобрели «Bee-Bot» пчелу, робот-Мышь, Робот Ботли, цифровой микроскоп «Зумми», рисующий робот «Арти 3000», которые вышли за пределы компьютера, свободно перемещаются в пространстве, позволяют ребенку развивать умение составлять алгоритмы, развивают логическое мышление. В комплект с пчелой входят кубики с командами, тематические коврики. Также «Робототехника» представлена наборами «LEGO WeDo 2,0».
В комплект для мультстудии «Я творю мир» входит оборудование: ширма, веб камера на гибкой основе, набор фонов, декораций, магнитов для освоения медийных технологий, для экономии финансов некоторые фоны и декорации изготавливаются педагогами, самостоятельно.
Мы создаем свои STEM-проекты по различным направлениям. Нами сегодня формируется банк проектов по реализации СТЕМ-образования:
- Исследовательские
- Практико-ориентированные
- Творческие
- Игровые проекты
В этом году была усовершенствована студия «Юного техника», пополнено новым оборудованием:
- Интерактивная панель Leopad BM6 65″
- Композиция из декоративного эко-волокна
- Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников
«Наураша в стране Наурандии»
Помимо стартового комплекта, Stem-лаборатория пополнилась новым оборудованием:
- Весы математические большие
- Весы математические. Набор для учеников
- Дроби. Черепица (51 деталь, 20,3 х 2,5 см., 9 цветов)
- Звенья фигурные. Набор с карточками заданий.
- Зеркало геометрическое. Набор «Математика»
- STEM Лаборатория: Вода
- STEM Лаборатория: Магниты
- STEM — Набор «Простые Механизмы»
- АРТИ 3000
- Зумми. Цифровой микроскоп
- Изучаем пять чувств. Набор лабораторный
- Кнопка «Ответ готов! — звук». Набор 4шт.
- Пазл Глобус 3D
- Матрешки для Стем (годовик)
В мае 2020 года наши воспитанники, приняли участие в всероссийском конкурсе STEM-проектов в номинации «Архитектура и биология».
С мультфильмом «Пластилиновая история» в 2019 году приняли участие на Международном конкурсе детской мультипликации, заняли 2 место. А в мае 2020 года на III Международном фестивале авторской детской мультипликации «Я ТВОРЮ МИР» с мультфильмом «Мамы такие разные» вышли в финал и получили диплом «За особый вклад в сохранение семейных ценностей». В 2021 году приняли участие в городском конкурсе «Первые шаги в науку» с видеорядом по опытно-экспериментальной деятельности. В 2022 году стали призерами 2 место в городском конкурсе «Изобретайка», посвящённый Всемирному дню детских изобретений, с конструкцией космическая машина «Горизонт» из роботизированного лего-конструктора.
В 2021 году старший воспитатель поделился опытом по «Реализация парциальной модульной программы STEM в условиях дошкольного учреждения. Проблемы. Опыт. Перспективы.», выступлением на межрегиональном научно-практическом семинаре «Эффективные практики организации образовательного пространства в детском саду» на площадке ГОУДПО Тульской области «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области».
Работу осуществляем посредством сетевого взаимодействия профессиональных педагогических сообществ нашего коллектива и коллектива дошкольного учреждения «Машенька» — «Стем-друг».
Педагоги
- Формирование банка эффективных практик
- Реализация СТЕМ-образования
Дети
- Презентация мультфильмов киностудий «Машенька» « Ягодка» «Видели видео!»
Управление
- Проект
- Повышение квалификации
- Форматы мероприятий (Печа куча, Аквариум, Групповая дискуссия, Коллоквиум т. д.)
STEM вдохновляет наших детей – будущее поколение изобретателей, новаторов и лидеров проводить исследования как ученые, моделировать как технологи, конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить, как математики, и играть как дети и мы будем продолжать развивать этот интерес.
Семинар-практикум В МБДОУ «STEM-образование детей дошкольного возраста» 12.02.2020г.
Отчет о результатах инновационной деятельности школы-лаборатории инновационного развития за период с 01.09.2020г. по 01.09.2021г.
ВИДЕО: Мастер-класс «Использование интерактивных роботов BeeBot в образовательном процессе»