Доступная среда

В МБДОУ «Детский сад № 59 «Ягодка» реализуются адаптированные образовательные программы для детей с ОНР, ФФН, ДЦП, ЗПР. В 2022-2023 учебном году функционируют 1 группа компенсирующей направленности и 1 логопункт.

Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

(с детским церебральным параличом)

Адаптированная образовательная программа предназначена для работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет, имеющими нарушения ОДА диагноз «Детский церебральный паралич» (все клинические формы, кроме двойной гемиплегии), с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально- коммуникативному, познавательному, речевому,  художественно-эстетическому развитию, а также достижение воспитанниками готовности к обучению в школе.

Программа рассчитана на развитие, воспитание и обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, не имеющие нарушения интеллектуального развития, которые ходят самостоятельно или с помощью различных приспособлений, могут частично себя обслужить, или имеют двигательные возможности для формирования навыков по самообслуживанию, гигиене и санитарии. Как правило, дети с церебральным параличом имеют различные нарушения в психическом и речевом развитии (дизартрия, анартрия, алалия, общее недоразвитие речи).

Работа с детьми с ДЦП строится c учетом рекомендаций, получаемых в ПМПК. Программа содержит необходимый материал для организации воспитательно-

образовательного процесса детей с ДЦП по разным направлениям педагогической работы, обеспечивающим в совокупности разностороннее развитие ребенка c церебральным параличом и подготовку его к школе.

Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья

(с задержкой психического развития)

Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.

Теоретические основы Программы составляют современные научные положения, разработанные в отечественной общей и специальной педагогике и психологии: об общности основных закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о значении таких социальных факторов как воспитание, обучение и развитие в психическом развитии ребенка с ОВЗ и т. д.

Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья

(с общим недоразвитием речи)

Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с ОНР) является нормативно- управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с ОНР) и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную адаптацию, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в речевом, физическом и психическом развитии детей с ОНР. Коррекционно-развивающая и психолого-педагогическая работа направлена на:

  1. преодоление нарушений развития у детей с ОНР, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
  2. разностороннее развитие детей с ОНР с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья

(с фонетико-фонематическим недоразвитием речи)

Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с ФФН) является нормативно- управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с ФФН) и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную адаптацию, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в речевом, физическом и психическом развитии детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи.

Программа включает коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов, для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Одним из условий гармоничного, полноценного и всестороннего развития детей, в т.ч. детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья,  является создание комфортной среды пребывания. В нашем учреждении эта задача реализована в форме оборудования помещений:

Наименование кабинетовОснащены в %
логопедический100%
психологический100%
музыкального руководителя100%
спортивный зал100%
сенсорная комната100%
музыкальный  зал100%
информационно-методический кабинет100%
хореографический класс100%
студия «Юного техника»100%

Оснащение музыкального зала соответствует санитарно-гигиеническим нормам, площадь музыкального зала достаточна для реализации образовательных задач, оборудование, представленное в музыкальном зале, имеет все необходимые документы и сертификаты качества. Оформление зала осуществлено в соответствии с эстетическими требованиями к данной части предметно-пространственной среды детского сада. Оборудование музыкального зала оснащено в соответствии с принципом необходимости и достаточности для организации образовательной работы. Оснащенный техническим и компьютерным оборудованием, музыкальный зал, позволяет решать современные задачи музыкального развития и проводить занятия художественно-эстетического цикла.

Хореографический класс оснащен всем необходимым инструментарием и атрибутами для проведения занятий по обучению хореографии: зеркала, станки, техническим оборудованием. На его базе создана костюмерная для постановки танцев.

Физкультурный зал оснащен всем необходимым инструментарием и атрибутами для проведения физических занятий. На его базе создан тренажерный зал, тренажеры которого служат для развития всех групп мышц детей раннего возраста и младшего дошкольного. Физкультурный и тренажерный зал отвечает требованиям ФГОС к условиям реализации программы. Оснащение физкультурным оборудованием позволяет проводить игровые занятия по различным видам спорта. На базе физкультурного зала создана лыжная база.

Студия «Юного техника», оснащенная различными конструкторами, робототехникой, наборами для творчества позволяет полноценно реализовывать потребности дошкольников к творческому мышлению и производству уникального продукта.

Игровые комнаты оснащены современными игровыми комплексами, мебелью в соответствии с возрастными особенностями воспитанников и требованиями СанПиНа, включающие в себя пространство движения, мягких модулей.

Кабинеты индивидуальных занятий (сенсорный, логопедический, кабинет педагога-психолога, музыкального руководителя).

Групповые участки для прогулок оснащены современными малыми архитектурными формами, большая и малая спортивные площадки оснащены уличным спортивным оборудованием.

В дошкольном учреждении имеется медицинский кабинет, оснащение кабинета позволяет качественно решать задачи медицинского обслуживания детей.
Все помещения МБДОУ позволяют реализовывать задачи дошкольного образования в основных направлениях развития личности дошкольника.

Количество и соотношение возрастных групп детей в образовательном учреждении определено учредителем, исходя из их предельной наполняемости и гигиенического норматива площади на одного ребенка в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Сведения об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В нашем учреждении питание организовано в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Устройство, оборудование, содержание пищеблока соответствует санитарным правилам изготовления и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья.
Пищеблок оборудован необходимым технологическим и холодильным оборудованием. Набор оборудования производственных, складских помещений соответствует санитарным правилам. Все технологическое и холодильное оборудование в рабочем состоянии.
Рациональное питание детей дошкольного возраста – необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.
Основным принципом правильного питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие пищевых рационов. Правильное рациональное питание — важный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий процессы роста, развития организма, условие сохранения здоровья в любом возрасте.
Питание осуществляется в соответствии с 20-ти дневным меню. Составление меню и контроль за соблюдением правил приготовления пищи осуществляет медицинская сестра. Ею осуществляется постоянный контроль за правильной постановкой питания детей. В обязанности медицинской сестры входит осуществление контроля за качеством доставляемых продуктов питания, их правильным хранением, соблюдением натуральных норм продуктов при составлении меню-раскладок, качеством приготовления пищи, соответствии её физиологическим потребностям детей в основных пищевых веществах. Шеф-повар детского сада также контролирует санитарное состояние пищеблока, соблюдение личной гигиены его работниками, доведение до пищи детей, постановку питания детей в группах.
Все продукты поступающие в ДОУ проверяется на соответствие требованиям государственных стандартов.

 Постановление Администрации города Тамбова от 26.02.2015 № 1607 «Об утверждении денежных норм питания воспитанников в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Тамбова»

План-меню на летне-осенний период для детей 2-3 лет

План-меню на летне-осенний период для детей 3-7 лет

Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям:

Детский сад располагает учебно-методической литературой для реализации образовательной программы, что позволяет педагогам организовывать образовательный процесс на высоком уровне.

В МБДОУ «Детский сад № 59 «Ягодка» имеются 19 компьютеров. Из них: 3 компьютера находятся в доступе для педагогов, 6 используются в работе с детьми. 7 компьютеров имеют выход в Интернет.

Актуальность работы по созданию целостной электронной образовательной среды как фактора повышения качества образования продиктована самим временем. Современный мир сегодня предъявляет новые требования к восприятию и использованию информационно — коммуникационных технологий в работе с детьми. Поэтому, перед современными педагогами стоит насущная задача — стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ. Сегодня сама жизнь диктует качественно новые требования к организации педагогического процесса в детском саду.

Использование ЭОР во взаимодействии с родителями позволит повысить педагогическую компетентность через дистанционное, информационное пространство и практико-ориентированную деятельность.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ:

— Журнал Обруч

— Журнал Дошкольное воспитание

— Образовательный портал «Учёба», раздел Дошкольное воспитание

— Сайт «Всё для детского сада»

 Дошкольник RU

 Интернет-Гномик. Информация о познавательном развитии дошкольников

— Сайт «Умачка»

— Развивающие игры и видео. Сайт «Чудесенка»

— СПАСэкстрим. Портал детской безопасности МЧС России

 Социальная сеть работников образования

 Сайт для детей и взрослых ДЕТсад

— Практические советы и рекомендации для воспитателей, методические разработки

ДЛЯ ДЕТЕЙ:

Исключён доступ воспитанников сети Интернет без присутствия педагога.

Сайт iqsha.ru – IQша – клуб гармоничного развития ребенка

— Бесплатные флеш-игры онлайн

— Мы играем, мы играем… Все никак не Doigraem.ru

— Умные игры для умных детей, родителей, учителей

— Ладушки-Ладошки. Портал для родителей и детей

— Детский портал «СОЛНЫШКО»

— Мультонлайн. Советские мультфильмы и детские фильмы для всей семьи 

— Сайт — МАМА В СЕТИ

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:

В рамках образовательного процесса осуществляется доступ воспитанников к образовательным ресурсам сети Интернет под руководством педагога, проводящего занятие.

Развитие ребёнка

Клуб гармоничного развития ребёнка

Умные игры для умных детей

Портал для родителей и детей

Детский портал «Солнышко»

Мультфильмы на английском языке

Английский для детей

Таким образом, использование ЭОР будет способствовать повышению качества, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить образовательный процесс и повысить его эффективность.
В ДОУ действует новая форма системы информационного обеспечения управления, включающая электронный сбор информации об управляемых объектах, обработка информации и выдача управленческих решений. В её основе лежат современные научные представления в области информационных технологий. Структура и механизм управления определяет его стабильное функционирование. Демократизация системы управления способствовала развитию инициативы участников образовательного процесса (педагогов, родителей (законных представителей), детей).