В МБДОУ «Детский сад № 59 «Ягодка» реализуются адаптированные образовательные программы для детей с ОНР, ФФН, ДЦП, ЗПР, РАС. В 2022-2023 учебном году функционируют 1 группа компенсирующей направленности и 1 логопункт.
Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
(с детским церебральным параличом)
Адаптированная образовательная программа предназначена для работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет, имеющими нарушения ОДА диагноз «Детский церебральный паралич» (все клинические формы, кроме двойной гемиплегии), с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально- коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию, а также достижение воспитанниками готовности к обучению в школе.
Программа рассчитана на развитие, воспитание и обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, не имеющие нарушения интеллектуального развития, которые ходят самостоятельно или с помощью различных приспособлений, могут частично себя обслужить, или имеют двигательные возможности для формирования навыков по самообслуживанию, гигиене и санитарии. Как правило, дети с церебральным параличом имеют различные нарушения в психическом и речевом развитии (дизартрия, анартрия, алалия, общее недоразвитие речи).
Работа с детьми с ДЦП строится c учетом рекомендаций, получаемых в ПМПК. Программа содержит необходимый материал для организации воспитательно-
образовательного процесса детей с ДЦП по разным направлениям педагогической работы, обеспечивающим в совокупности разностороннее развитие ребенка c церебральным параличом и подготовку его к школе.
Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
(с задержкой психического развития)
Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Теоретические основы Программы составляют современные научные положения, разработанные в отечественной общей и специальной педагогике и психологии: об общности основных закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о значении таких социальных факторов как воспитание, обучение и развитие в психическом развитии ребенка с ОВЗ и т. д.
Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
(с общим недоразвитием речи)
Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с ОНР) является нормативно- управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с ОНР) и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную адаптацию, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в речевом, физическом и психическом развитии детей с ОНР. Коррекционно-развивающая и психолого-педагогическая работа направлена на:
- преодоление нарушений развития у детей с ОНР, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
- разностороннее развитие детей с ОНР с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
(с фонетико-фонематическим недоразвитием речи)
Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с ФФН) является нормативно- управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с ФФН) и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную адаптацию, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в речевом, физическом и психическом развитии детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи.
Программа включает коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
Организация специальной коррекционной помощи детям
Направления работы | Инициатор обследования | Кем и где проводится обследование | Формы работы | Кто проводит работу |
Коррекционная работа для детей OB3 (нарушения речи) | Родители, педагоги | Поликлиника, психо- неврологический диспансер, ПМПК | Групповая, подгрупповая, индивидуальная | Учитель-логопед, воспитатель, все специалисты ДОУ |
Коррекционная работа с детьми, отстающими в развитии | Воспитатель | ПМПк ДОУ | Индивидуальная | Воспитатель, все специалисты ДОУ |
Работа с детьми с OB3 (дети-инвалиды) | Врач, родитель | Поликлиника,ВТЭК | Индивидуальная | Врач, медсестра, педагог-психолог, специалист по направлению инвалидности |
Работа с детьми, отстающими в развитии по отдельным направлениям | Воспитатель | Воспитатель, педагог- психолог | Подгрупповая, индивидуальная | Воспитатель, педагог- психолог, специалист по направлению инвалидности |
Работа с ЧБД | Врач | В ДОУ врач | Индивидуальная | Медицинский персонал, воспитатель, инструктор по физической культуре |
Работа с детьми имеющими нарушения осанки, плоскостопие, вальгусные стопы | Врач, родитель | Инструктор по физической культуре, врач | Подгрупповая, индивидуальная | Медсестра, инструктор по физической культуре |
Работа с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы | Родители, воспитатель | Педагог-психолог | Подгрупповая, индивидуальная | Педагог-психолог, воспитатель |
Коррекционная работа по разработке и реализации коррекционных мероприятий в дошкольном учреждении осуществляется тьютором, 2 педагогами-психологами, 3 учителями-логопедами в тесном содружестве с музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре, воспитателями, медицинскими сестрами. Все специалисты имеют высшее профессиональное образование и курсовую подготовку по организации коррекционной работы с детьми.
В учреждении работает психолого-медико-педагогический консилиум, который осуществляет коррекционно-развивающую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация плана индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, интеграция образовательных областей помогли детям освоить адаптированные Программы.
Для организации коррекционной работы с детьми используются 1 логопедический кабинет, 1 кабинет психолога, творческая студия, сенсорная комната, спортивный и музыкальный залы.
Материально-технические условия по реализации АОП соответствуют:
- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
- правилам пожарной безопасности;
- требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебно- методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Тьюторское сопровождение детей-инвалидов
В настоящее время внедрение инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Успешное обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья строится, прежде всего, на создании толерантной среды в детском коллективе, использовании особых коррекционно-методических подходов в работе, что позволяет осваивать адаптированную для него учебную программу, в удобном темпе и соответствующем объеме. Такой вид обучения делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей на базе дошкольного образовательного учреждения, максимально приближенного к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями. Таким видом обучения детей является тьюторское сопровождение, которое является одним из необходимых условий получения качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья
В рамках инновационной деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 59 «Ягодка» реализуется долгосрочный проект тьюторского сопровождения «Открытые сердца», целью которого является создание условий для успешного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) в среду детского сада через организацию тьюторского сопровождения его образовательной деятельности.
В дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 59 «Ягодка» в 2022-2023 учебном году воспитываются 5 детей-инвалидов. Эти воспитанники имеют специальные образовательные потребности и нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. Одного ребёнка-инвалида нашего детского сада сопровождает тьютор и одного — ассистент.
Актуальность введения тьюторского сопровождения продиктована и Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Согласно пункта 3.2.2 ФГОС ДО в котором указано, что для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья; пункта 3.4.4. который регламентирует, что при включении в группу детей с ограниченными возможностями здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. В связи с этим была введена ставка тьютора для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП). В группу общеразвивающей направленности были зачислены 3 детей с ДЦП.
Дети данной категории посещают дошкольное учреждение и занятия, проводимые в детском саду воспитателями, тьютором, педагогом-психологом и логопедом. Тьютор (наставник, сопровождающий) проводит занятия со своими подопечными, координирует работу всех специалистов группы сопровождения: воспитателей, педагогов — психологов, логопедов, инструкторов по физкультуре. Тьютор формирует вокруг ребенка с ОВЗ толерантную к нему социо-культурную среду.
В результате реализации проекта были созданы условия для адаптации и социализации детей-инвалидов в группу сверстников, а также для их обучения и воспитания в ДОУ.
По результатам мониторинга были получены высокие показатели адаптации детей с ДЦП в группе сверстников и к условиям созданной развивающей предметно-практической среды, а также ими был освоен необходимый объем знаний и умений, предусмотренный адаптированной образовательной программой дошкольного учреждения