Вариативные формы дошкольного оразования, организация работы семейных групп

В российской практике организации дошкольного образования создается достаточно разнообразная палитра вариативных форм дошкольного образования: группы адаптации для детей раннего возраста, группы предшкольной подготовки, центры игровой поддержки, группы выходного дня, группы коррекции и развития для малышей с проблемами, лекотеки и др.

С имеющимся сегодня в городе повышенным спросом на услуги дошкольного образования, ростом рождаемости, социальными потребностями семьи по обеспечению ухода и присмотра за детьми возникает необходимость обеспечения доступности системы дошкольного образования. Она призвана быть сегодня гибкой, многомодельной, отвечающей социальным запросам родителей.

С целью расширения и развития современных форм дошкольного образования в нашем учреждении, обеспечения наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, с первого июня 2010 года вперые в г. Тамбове и Тамбовской области была организована работа двух семейных групп.

Из опыта работы нашего учреждения мы рассмотрим вопросы нормативно-правового регулирования деятельности семейных групп, финансирование данной формы образования, организационные моменты по приему, расстановке кадров, организации питания, медицинского обслуживания, распределения управленческих функций, организации образовательной модели в семейных группах. Коснемся проблем и перспектив развития данной формы дошкольного образования.

С какой же целью организуются семейные группы?

С целью:

  • помощи многодетной семье в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста;
  • предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей;
  • развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка;
  • расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии.

Задачи, которые мы решаем, организуя работу семейных групп следующие:

  • реализация в семьях дошкольных образовательных программ;
  • оптимизация развития ребенка, его введение в образовательный социум учреждения;
  • обеспечение физического, психического здоровья, эмоционального благополучия ребенка в условиях семейного воспитания;
  • формирование у детей социально-личностных духовно-нравственных качеств на основе традиций семейного воспитания;
  • создание новых рабочих мест, поддержка многодетных семей;
  • сокращение очередей в детские сады.

Нормативно-правовым регулированием деятельности семейных групп стали:

  • Постановление администрации г. Тамбова 13.05.2010 №4086 «Об утверждении Примерного положения о семейной группе, являющейся структурным подразделением муниципального образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования»;
  • Приказ комитета образования г.Тамбова 19.05.2010 №393 «Об организации семейных групп, являющихся структурными подразделениями муниципальных дошкольных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования»;
  • Приказ комитета образования администрации г.Тамбова от 31.05.2010 №426 «Об открытии семейных групп детском саду комбинированного вида №59 «Ягодка»;
  • Приказ МДОУ детского сада комбинированного вида №59 «Ягодка» от 31.05.2010 №83 «Об организации семейных групп».

Алгоритм организации семейной группы следующий:

Обращение многодетных родителей (имеющих трех и более детей дошкольного возраста) в комиссию, созданную при комитете образования администрации города Тамбова с письменным заявлением об открытии группы. К заявлению прилагаются следующие документы:

  • автобиография;
  • диплом, аттестат об образовании;
  • медицинская книжка с отметкой о прохождении обязательного медицинского осмотра;
  • копия паспорта;
  • копия свидетельства о браке (для лиц, состоящих в браке);
  • копии свидетельств о рождении детей;
  • копия трудовой книжки;
  • письменное согласие на открытие группы совершеннолетних членов семьи собственников (нанимателей) жилья;
  • справки органов внутренних дел об отсутствии судимости;
  • документ, подтверждающий право пользования жилым помещением и (или) право собственности на жилое помещение;
  • справка о регистрации кандидата по месту жительства.

Комиссия рассматривает представленные документы и готовит заключение о возможности открытия семейной группы. Семейная группа организуется в многодетных семьях, имеющих не менее 3 детей дошкольного возраста. Управление образования определяет дошкольное образовательное учреждение, в структуру которого и войдут семейные группы как подразделение данного учреждения. Территориальное расположение дошкольного образовательного учреждения и «семейных групп» должно быть удобным, так как мама может приводить детей в детский сад на занятия, или отдельные специалисты посещают их на дому.

Комиссия обследует жилищно-бытовые, социальные условия жизни кандидата по месту его проживания, составляет акт, устанавливает соответствие жилого помещения требованиям пожарной безопасности, санитарным нормам. Выносит решение об открытии группы.

Издание приказа об открытии семейной группы на базе учреждения.

Воспитатель (младший воспитатель) семейной группы зачисляется в штат образовательного учреждения, с ним заключается трудовой договор на период функционирования группы.

Зачисление воспитанников в семейную группу на основании направления комитета образования, оформление личных дел воспитанников.

Составляется социальный паспорт, происходит первичное анкетирование, представителей многодетных семей, решивших организовать семейную группу, в целях выявления потребностей и актуальных линий взаимодействия с ДОУ.

Определяется модель образования, порядок взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения с учетом возраста детей. Возможно, что формы работы могут корректироваться в соответствии с запросами мам-воспитателей семейных групп.

Отношения между семьей и дошкольным учреждением будут регулироваться договором, Само помещение для группы (в данном случае — квартира) должно соответствовать санитарным нормам и правилам, принятым для детских садиков: это требования по наличию спальных помещений, игровых комнат и т. д.

Создается Приказ по учреждению об открытии семейной группы:

  • открывал семейные группы, являющиеся структурным подразделением учреждения (число, месяц);
  • утверждал внутреннее Положение о порядке организации и функционирования семейной группы МДОУ детского сада комбинированного вида № 59 «Ягодка»;

Вносятся изменения в штатное расписание.

Ответственность за комплектование семейных групп возлагается на заместителя заведующего.

Был утвержден список детей семейных групп воспитанников в группах (6 человек).

Утверждены документы, определяющие функционирование семейной группы (режим работы группы, учебный план, расписание занятий, режим дня и распределение организации жизнедеятельности детей, форма заявления родителей (законных представителей), форма договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

Ответственность за качество реализуемых программ и осуществление воспитательно-образовательного процесса в семейной группе возложена на старшего воспитателя.

Контроль за организацией питания в семейных группах, медицинское обслуживание возложен на старшую медицинскую сестру.

Определены специалисты, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение семейный групп.

Контроль за исполнением приказа возложена на заместителя заведующего.

Общее руководство семейными группами руководитель учреждения оставил за собой.

Финансирование семейной группы:

Финансирование семейной группы производится за счёт средств бюджета городского округа – город Тамбов по разделу «Образование», предусмотренных на содержание муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

Размер платы за содержание детей в семейной группе (в случае, если семейная группа создается для детей из нескольких семей) устанавливается учредителем учреждения.

Оплата труда работников семейной группы производится по действующим нормативам из расчета режима работы групп.

Руководитель образовательного учреждения по согласованию с комиссией вносит предложения в комитет образования администрации города Тамбова по финансированию семейной группы.

Мама – работник ДОУ

Для организации семейной группы в штатном расписании учреждения были предусмотрены следующие штатные единицы:

  • воспитатель (младший воспитатель) – 0,5 ставки;
  • педагог - психолог – 0,25 ставки;
  • медицинская сестра – 0,25 ставки;
  • повар – 0,25 ставки;
  • кухонный рабочий – 0,25 ставки;
  • уборщик помещения – 0,25 ставки.

На должность воспитателя семейной группы назначается родитель (законный представитель) многодетной семьи.

В случае если родитель (законный представитель) имеет среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование, он принимается воспитателем.

В случае если родитель (законный представитель) имеет среднее начальное профессиональное образование или среднее (полное) общее образование, он принимается младшим воспитателем.

Организация питания детей в семейной группе

  1. Организация питания детей в семейной группе осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.1249-03 и установленными учредителем денежными нормами питания для детей дошкольного возраста и возлагается на воспитателя (младшего воспитателя) семейной группы.
  2. Образовательное учреждение выдает ежемесячно денежные средства на организацию питания детей в семейной группе воспитателю (младшему воспитателю).
  3. Продукты питания закупаются воспитателем (младшим воспитателем) самостоятельно в соответствии с рекомендуемым набором продуктов для питания детей дошкольного возраста. Стоимость приобретенных продуктов не должна превышать цены, сложившейся на территории Тамбовской области на данный период.
  4. Воспитатель (младший воспитатель) семейной группы самостоятельно готовит пищу для детей в соответствии с утвержденным Примерным десятидневным меню образовательного учреждения с учетом норм физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей.
  5. В конце каждого месяца работник семейной группы отчитывается по питанию, прикладываются все чеки. Медицинская сестра ДОУ проверяет на соответствие купленных продуктов утвержденному перечню, затем составляется авансовый отчет и акт на списание продуктов комиссией.

Медицинское обслуживание

Медицинский работник в пределах своей компетенции осуществляет периодический контроль организации питания детей в семейной группе. Воспитатель (младший воспитатель) семейной группы представляет ежемесячный авансовый отчет о расходовании средств на питание детей в бухгалтерию образовательного учреждения товарными и кассовыми чеками.

Воспитатель семейной группы наряду с учреждением несет ответственность за жизнь, здоровье, воспитание и обучение воспитанников семейной группы.

Воспитатель (младший воспитатель) семейной группы проходит обязательные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.

Медицинское обслуживание детей, посещающих семейную группу, осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.

Воспитанники семейной группы являются воспитанниками Учреждения и принимаются в порядке, установленном уставом учреждения, на основании медицинского заключения.

Режим работы семейной группы

Режим работы семейной группы и пребывания в нем детей определяются уставом ДОУ, договором между ДОУ и родителем (законным представителем). Администрация ДОУ осуществляет контроль за функционированием семейных групп. Образовательная работа с детьми с детьми и другие виды деятельности могут проводиться как в здании ДОУ, так и в домашних условиях. Обучение и воспитание детей в семейном детском саду осуществляется по той же образовательной программе, что и в детском саду.

Режим функционирования семейной группы может быть двух видов: первая половина дня - до 13 часов или полный рабочий день Семейный воспитатель проводит с детьми все режимные моменты: гигиенические процедуры, занятия, прогулки, организация игр и развлечений.

В помощь ей сотрудники ДОУ (воспитатель по физкультуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог) проводят занятия, игры и развлечения с детьми по графику, утвержденному заведующей ДОУ. Так как семейная группа является структурным подразделением ДОУ, то дети могут посещать отдельные занятия, бассейн и участвовать в праздниках и развлечениях.

Семейная группа имеет разновозрастной состав, поэтому для каждого ребенка может быть разработан индивидуальный образовательный и организационный маршрут. Важное значение имеет подгрупповая и индивидуальная организация детской деятельности, например, младшие дети, заняты играми в то время, когда со старшими проводятся занятия. Для семейных групп характерна и организация совместной деятельности, в которой малыши учатся у старших.

Т.к. в семейной группе реализуется образовательная программа дошкольного учреждения, то формируется Учебный план семейной группы

Учебнй план семейной группы

 

Вид занятийКоличество занятий в неделю
Возрастные группы
2-3 г.4-5 г.6-7 л.
Социальный мир (худ. литература, ситуации общения, предметный мир, рукотворный мир, приобщение к рус. нац. культур.,этикет, безопасность). Природный мир. 2 2 2
Речевое развитие 1 1 1
Математическое развитие 1 1 1
Мир искусства и художетсвенная деятельность 2 2 2
Мир музыки 2 2 2
Физическое развитие 2 2 2
Итого:101010

 

Расписание занятий семейной группы на 2010-2011 учебный год

 Разновозрастная группа общеразвивающей направленности

 

ПонедельникВторникСредаЧетвергПятница

1. Соц. мир

9:20-9:45

1. Физ. развитие

9:20-9:45

1. Матем. развитие

9:20-9:45

1. Речевое развитие

9:20-9:45 

1. Рисование

9:20-9:45

2. Физ. развитие

9:55-10:20

2. Аппл/лепка

9:55-10:20

2. Мир музыки

9:55-10:20

 2. Соц. мир

9:55-10:20

 2. Мир музыки

9:55-10:20

 

Исходя из вышесказанного каждое учреждение может для себя определить Модель образовательного процесса:

Модель образовательного процесса:

Модель № 1

  1. Образовательную деятельность осуществляет мама – воспитатель. Раз в неделю дети посещают  ДОУ, участвуют в совместной деятельности со взрослыми.
  2. Один раз в неделю педагог-психолог посещает семейную группу, оказывает консультативную помощь и организует образовательную деятельность с детьми.

Модель №2

  1. Образовательная деятельность организуется базе ДОУ ежедневно. Дети закреплены за возрастной группой, участвуют в совместной деятельности со взрослыми  и детьми, прогулка, вторая половина дня.
  2. Участие в совместных праздниках и развлечениях в ДОУ.

Модель №3

  1. Образовательная деятельность организуется педагогами – специалистами ДОУ на базе 1-2 раза в неделю.
  2. Посещение дополнительных  образовательных услуг в детском саду.

Модель №4

  1. Образовательную деятельность осуществляет мама – воспитатель.
  2. Раз в неделю образовательную  деятельность осуществляют педагоги-специалисты (изо, педагог-психолог, учитель-логопед) на дому.
  3. Участие в совместных праздниках и развлечениях в ДОУ.

Руководство семейной группой осуществляют Администрация, педагоги, специалисты образовательного учреждения оказывают консультативную и методическую помощь родителю-воспитателю (младшему воспитателю).

Педагогический коллектив во главе с руководителем ДОУ должны умело выстраивать взаимодействие по самым разным вопросам, в том числе с учетом способностей и интересов мамы – воспитателя. Она, являясь педагогическим сотрудником ДОУ, может посещать методические мероприятия  по плану учреждения. Ей должна оказываться всесторонняя педагогическая поддержка и помощь.

Востребованность семейных групп:

Для ребенка это

  • Разностороннее развитие с участием специалистов ДОУ;
  • Социализация;

Для Мамы-воспитателя

  • возможность трудоустройства, не прерывая процесс воспитания детей;
  • заработная плата;
  • получение консультативной помощи в вопросах воспитания и образования детей от специалистов;

Для учреждения

  • Возможность охвата большего числа дошкольников

Возникшие проблемы:

Следует отметить, что привыкнуть к новому режиму дня было трудно не столько детям, сколько маме. Поскольку группа разновозрастная, маме-воспитателю приходится  больше тратить времени на подготовку организации совместной деятельности с детьми;

Чтобы помочь ей, мы решили, что начало занятия будет посвящено самому маленькому (объяснение нового материала), в то время как дети среднего и старшего возраста будут повторять пройденное. Через 10 мин мама дает малышу какую-нибудь развивающую игрушку и занимается со вторым ребенком (среднего возраста), объясняя новый материал. Старший ребенок в этот момент повторяет или выполняет индивидуальное задание по теме. Далее происходит объяснение нового материала ребенку старшего дошкольного возраста;

Отсутствуют  программы и методических разработок для разновозрастной группы;

На сегодня не определены нормы питания детей от 2-х месяцев до года.

Как производить оплату за вредность 12%, ведь рабочее место не аттестовано.

Ожидаемые результаты развития семейных групп:

  • Расширение формы дошкольного образования для детей не посещающих ДОУ;
  • Сокращение очередности в детские сады;
  • Поддержка многодетных семей, предоставление родителям возможности трудоустройства;
  • Возможность получить работу в период сложной экономической ситуации для мам, воспитывающих 3х и более лет;

Для лучшей социализации детей семейного детского сада можно предложить воспитателю гулять на площадке ДОУ вместе с остальными группами, чтобы они не ограничивались только своим кругом общения; проводить еженедельные досуги в ДОУ и принимать участие в общих праздниках детского сада. Это поможет маме-воспитателю наладить контакт с остальными сотрудниками ДОУ, понаблюдать за работой специалистов с большим педагогическим опытом.

Важно отметить и психологическое состояние мамы-воспитателя. Первое время у нее был эмоциональный подъем, она с удовольствием работала (вникала, изучала, готовилась, занималась и т. д.), но через месяц появилась усталость, желание все бросить и вернуться к привычному образу жизни.

Поэтому, открывая семейные группы, следует постепенно увеличивать нагрузку на маму и детей. Необходимо разработать индивидуальное расписание, переходя от простого к сложному, всегда находить время ее выслушать, подбодрить, чтобы мама чувствовала, что она не одна, что ей всегда рады и готовы помочь.

Реактивный самолет