В настоящее время внедрение инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Успешное обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья строится, прежде всего, на создании толерантной среды в детском коллективе, использовании особых коррекционно-методических подходов в работе, что позволяет осваивать адаптированную для него учебную программу, в удобном темпе и соответствующем объеме. Такой вид обучения делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей на базе дошкольного образовательного учреждения, максимально приближенного к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями. Таким видом обучения детей является тьюторское сопровождение, которое является одним из необходимых условий получения качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья
   В рамках инновационной деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада № 59 «Ягодка» реализуется долгосрочный проект тьюторского сопровождения «Открытые сердца», целью которого является создание условий для успешного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) в среду детского сада через организацию тьюторского сопровождения его образовательной деятельности.
      В дошкольном образовательном учреждении «Детском саду №59 «Ягодка» в 2014-2015 учебном году воспитываются 6 инвалидов, трое из которых инвалиды с диагнозом ДЦП. В учреждении так же воспитываются дети с минимальной мозговой дисфункцией, задержкой психического развития, неврологией различной этиологии, парезом кисти руки. Эти воспитанники имеют специальные образовательные потребности и требуют отдельного психолого-педагогического сопровождения.
    Актуальность введения тьюторского сопровождения продиктована и Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Согласно пункта 3.2.2 ФГОС ДО в котором указано, что для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья; пункта 3.4.4. который регламентирует, что при включении в группу детей с ограниченными возможностями здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. В связи с этим была введена ставка тьютора для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП). В группу общеразвивающей направленности были зачислены 3 детей с ДЦП.
Дети данной категории посещают дошкольное учреждение и занятия, проводимые в детском саду воспитателями, тьютором, педагогом-психологом и логопедом. Тьютор (наставник, сопровождающий) проводит занятия со своими подопечными, координирует работу всех специалистов группы сопровождения: воспитателей, педагогов - психологов, логопедов, инструкторов по физкультуре. Тьютор формирует вокруг ребенка с ОВЗ толерантную к нему социо-культурную среду.
       В результате реализации проекта были созданы условия для адаптации и социализации детей-инвалидов в группу сверстников, а также для их обучения и воспитания в ДОУ.
     По результатам мониторинга были получены высокие показатели адаптации детей с ДЦП в группе сверстников и к условиям созданной развивающей предметно-практической среды, а также ими был освоен необходимый объем знаний и умений, предусмотренный адаптированной образовательной программой дошкольного учреждения.

Реактивный самолет