Условия для детей с ОВЗ и инвалидов

В МБДОУ «Детский сад № 59 «Ягодка» реализуются адаптированные образовательные программы для детей с ОНР, ФФН, ДЦП, ЗПР. В 2018-2019 учебном году функционируют 4 группы комбинированной направленности и 1 логопункт.

Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

(с детским церебральным параличом)

Адаптированная образовательная программа предназначена для работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет, имеющими нарушения ОДА диагноз «Детский церебральный паралич» (все клинические формы, кроме двойной гемиплегии), с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально- коммуникативному, познавательному, речевому,  художественно-эстетическому развитию, а также достижение воспитанниками готовности к обучению в школе.

Программа рассчитана на развитие, воспитание и обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, не имеющие нарушения интеллектуального развития, которые ходят самостоятельно или с помощью различных приспособлений, могут частично себя обслужить, или имеют двигательные возможности для формирования навыков по самообслуживанию, гигиене и санитарии. Как правило, дети с церебральным параличом имеют различные нарушения в психическом и речевом развитии (дизартрия, анартрия, алалия, общее недоразвитие речи).

Работа с детьми с ДЦП строится c учетом рекомендаций, получаемых в ПМПК. Программа содержит необходимый материал для организации воспитательно-

образовательного процесса детей с ДЦП по разным направлениям педагогической работы, обеспечивающим в совокупности разностороннее развитие ребенка c церебральным параличом и подготовку его к школе.

Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья

(с задержкой психического развития)

Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.

Теоретические основы Программы составляют современные научные положения, разработанные в отечественной общей и специальной педагогике и психологии: об общности основных закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о значении таких социальных факторов как воспитание, обучение и развитие в психическом развитии ребенка с ОВЗ и т. д.

Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья

(с общим недоразвитием речи)

Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с ОНР) является нормативно- управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с ОНР) и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную адаптацию, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в речевом, физическом и психическом развитии детей с ОНР. Коррекционно-развивающая и психолого-педагогическая работа направлена на:

  1. преодоление нарушений развития у детей с ОНР, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
  2. разностороннее развитие детей с ОНР с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья

(с фонетико-фонематическим недоразвитием речи)

Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с ФФН) является нормативно- управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с ФФН) и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную адаптацию, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в речевом, физическом и психическом развитии детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи.

Программа включает коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

Организация специальной коррекционной помощи детям

Направления работы Инициатор обследования Кем и где проводится обследование Формы работы Кто проводит работу
Коррекционная работа для детей OB3 (нарушения речи) Родители, педагоги Поликлиника, психо- неврологический диспансер, ПМПК Групповая, подгрупповая, индивидуальная Учитель-логопед, воспитатель, все специалисты ДОУ
Коррекционная работа с детьми, отстающими в развитии Воспитатель ПМПк ДОУ Индивидуальная Воспитатель, все специалисты ДОУ
Работа с детьми с OB3 (дети-инвалиды) Врач, родитель Поликлиника,ВТЭК Индивидуальная Врач, медсестра, педагог-психолог, специалист по направлению инвалидности
Работа с детьми, отстающими в развитии по отдельным направлениям Воспитатель Воспитатель, педагог- психолог Подгрупповая, индивидуальная Воспитатель, педагог- психолог, специалист по направлению инвалидности
Работа с ЧБД Врач В ДОУ врач Индивидуальная Медицинский персонал, воспитатель, инструктор по физической культуре
Работа с детьми имеющими нарушения осанки, плоскостопие, вальгусные стопы Врач, родитель Инструктор по физической культуре, врач Подгрупповая, индивидуальная Медсестра, инструктор по физической культуре
Работа с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы Родители, воспитатель Педагог-психолог Подгрупповая, индивидуальная Педагог-психолог, воспитатель

Коррекционная работа по разработке и реализации коррекционных мероприятий в дошкольном учреждении осуществляется тьютором, 2 педагогами-психологами, 3 учителями-логопедами в тесном содружестве с музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре, воспитателями, медицинскими сестрами. Все специалисты имеют высшее профессиональное образование и курсовую подготовку по организации коррекционной работы с детьми.

В учреждении работает психолого-медико-педагогический консилиум, который осуществляет коррекционно-развивающую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация плана индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, интеграция образовательных областей помогли детям освоить адаптированные Программы.

Для организации коррекционной работы с детьми используются 3 логопедических кабинета, 2 кабинета психолога, творческая студия, сенсорная комната, спортивный и тренажерный залы.

Материально-технические условия по реализации АОП соответствуют:

  1. санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
  2. правилам пожарной безопасности;
  3. требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
  4. оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной средой;
  5. требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебно- методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

Тьюторское сопровождение детей-инвалидов

В настоящее время внедрение инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Успешное обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья строится, прежде всего, на создании толерантной среды в детском коллективе, использовании особых коррекционно-методических подходов в работе, что позволяет осваивать адаптированную для него учебную программу, в удобном темпе и соответствующем объеме. Такой вид обучения делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей на базе дошкольного образовательного учреждения, максимально приближенного к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями. Таким видом обучения детей является тьюторское сопровождение, которое является одним из необходимых условий получения качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья

  В рамках инновационной деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 59 «Ягодка» реализуется долгосрочный проект тьюторского сопровождения «Открытые сердца», целью которого является создание условий для успешного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) в среду детского сада через организацию тьюторского сопровождения его образовательной деятельности.

     В дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 59 «Ягодка» в 2018-2019 учебном году воспитываются 4 инвалида. Эти воспитанники имеют специальные образовательные потребности и нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. Одного ребёнка-инвалида нашего детского сада сопровождает тьютор.

    Актуальность введения тьюторского сопровождения продиктована и Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Согласно пункта 3.2.2 ФГОС ДО в котором указано, что для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья; пункта 3.4.4. который регламентирует, что при включении в группу детей с ограниченными возможностями здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. В связи с этим была введена ставка тьютора для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП). В группу общеразвивающей направленности были зачислены 3 детей с ДЦП.

Дети данной категории посещают дошкольное учреждение и занятия, проводимые в детском саду воспитателями, тьютором, педагогом-психологом и логопедом. Тьютор (наставник, сопровождающий) проводит занятия со своими подопечными, координирует работу всех специалистов группы сопровождения: воспитателей, педагогов — психологов, логопедов, инструкторов по физкультуре. Тьютор формирует вокруг ребенка с ОВЗ толерантную к нему социо-культурную среду.

       В результате реализации проекта были созданы условия для адаптации и социализации детей-инвалидов в группу сверстников, а также для их обучения и воспитания в ДОУ.

     По результатам мониторинга были получены высокие показатели адаптации детей с ДЦП в группе сверстников и к условиям созданной развивающей предметно-практической среды, а также ими был освоен необходимый объем знаний и умений, предусмотренный адаптированной образовательной программой дошкольного учреждения.